Сделать стартовой   |   Добавить в избранное   |   RSS 2.0  
 
на страницах нашего Интернет-ресурса! Искренне надеемся, что
время, проведенное Вами на нашем сайте, принесет Вам
максимальную пользу и отдачу!
 
логин :
пароль :
Регистрация   |   Напомнить пароль?
 


Карта интересов. Определение профессиональной направленности личности.
Просмотров: 61 465   |   Опубликовано: 10 июн 08 |   Распечатать |
Нашли опечатку в тексте? Выделите слово и нажмите ctrl + enter
Вводные замечания. Направленность выступает как системообразующее качество личности, определяю-щее ее психологический склад. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует лич-ность, ее мотивы и субъективные отношения к различным сторонам действительности.
Между развитием мотива и овладением деятельностью существуют сложные взаимоотно-шения. Формирование мотива опережает формирование деятельности, а иногда, наоборот, отстает, что сказы-вается и на результате овладения деятельностью. Каждый период жизни человека приводит к изменению мотивационной сферы.
Адекватная и сформированная мотивация выбора профессиональной деятельности оказывает существенное влияние на успешность профессионального обучения и на продуктивность деятельности. Изучение мотивов вы-бора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% ребят выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17% – по совету родителей, 9% – под влиянием средств массовой информации, еще 9% – руководствуются в выборе малозначительными факторами (например, близость к дому).
Только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности, хотя многочис-ленные исследования показывают, что профессиональные намерения являются более устойчивыми, а овладе-ние деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности.
Для выявления сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональ-ной направленности личности в профконсультации используются анкета оптанта , анализ школьной и внешко-льной деятельности, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО).
Цель занятия. Определение сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности.

Опыт 1

Оснащение опыта. Анкета оптанта (см. прил. 11.7.1)
Порядок работы. Испытуемому предлагается заполнить анкету и дается инструкция: «Для того чтобы об-судить с вами возможные варианты вы бора профессии, прошу вас ответить на ряд вопросов».
Анализируя результаты анкеты, профконсультант должен сформулировать следующие выводы:
• о наличии профессионального плана и степени его сформированности (сформированным профплан можно считать тогда, когда выбрана профессия, продуманы пути ее получения и имеется уверенность в правиль-ности выбора);
• об осознанности выбора профессии (осознанным выбор можно считать в том случае, если он построен с учетом интересов и предшествующего опыта личности, когда указываются и осознаются адекватные моти-вы вы бора профессии).
Опыт 2

Оснащение опыта. Дифференциально-диагностический опросник и лист ответов (см. прил. 11.7.2 и 11.7.3)
Для оценки профессиональной направленности на основе анализа предпочтений человеком различных по характеру видов деятельности используется ДДО. В основу этой методики положена схема классификации про-фессий, в соответствии с которой все профессии делятся на пять групп по предмету труда: «человек – приро-да», «человек – техника», «человек – человек», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ». Предлагаемая методика проста и удобна при заполнении и обработке.
Инструкция испытуемому: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Однако, если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Ответ в форме знака плюс поставьте в соответствующую клеточку листа ответов».
При обработке результатов в каждом из пяти вертикальных столбцов необходимо подсчитать сумму плю-сов.
Анализируя полученные данные, следует иметь в виду, что вопросы по добраны и сгруппированы следую-щим образом: в первом столбце они относятся к профессиям «человек – природа» (П), во втором – «человек – техника» (Т), в третьем – «человек – человек» (Ч), в четвертом – «человек – знаковая система» (3), в пятом – «человек – художественный образ» (X). Эти буквенные обозначения вписываются экспериментатором в верх-нюю строку листа ответов. Максимальные суммы плюсов в тех или иных столбцах указывают на направленность к соответствующей области профессиональной деятельности.

Контрольные вопросы.

1. Что такое профессиональная направленность личности, и каким образом она может быть определена?
2. Какие типы профессий выделяются в психологической профконсультации?
3. Как, по-вашему, соотносится профессиональная направленность с учебной и внеучебной деятельностью?

Приложение 11.7.1
Анкета оптанта


Фамилия, имя, отчество ………………………………………. Дата ………………………………
Школа ………………………….. Класс ………………………………………….

1. Назовите ваши любимые учебные предметы.
2. Назовите ваши нелюбимые учебные предметы.
3. Назовите профессии, которые вам нравятся.
4. Назовите профессии, которые вам не нравятся.
5. Чем вы любите заниматься в свободное время?
6. Какие кружки, секции, факультативы посещаете или посещали?
7. В какой работе класса или школы принимаете участие?
8. Сколько времени обычно у вас уходит на приготовление уроков?
9. Какая область деятельности или знаний из приведенного ниже вас больше всего интересует:
а) естественнонаучная (химия, биология, медицина, геология, сельское хозяйство);
б) точные науки (математика, физика);
в) общественно-научная (история, философия, экономика, право);
г) гуманитарная (литература, журналистика, лингвистика, педагогика, психология);
д) искусство (музыкальное, театральное, изобразительное) или же определенные интересы отсутствуют?
10. Какую профессию вы решили избрать?
11. Наметили ли вы пути ее получения?
12. Есть ли у вас родственники или друзья, которые работают по избранной вами профессии?
13. Есть ли у вас друзья, которые намерены избрать ту же профессию, что и вы?
14. Что привлекает вас в избранной профессии:
а) условия труда;
б) сам процесс трудовой деятельности;
в) высокая материальная обеспеченность;
г) подвижная работа и возможность получения новых впечатлений;
д) спокойная работа;
е) высокая степень ответственности;
ж) самостоятельное принятие решений;
з) возникновение сложных или даже опасных ситуаций;
и) контакты с людьми;
к) возможность творческой деятельности;
л) частые командировки;
м) возможность создавать что-либо своими руками;
н) работа на свежем воздухе;
о) романтичность;
п) полезность результатов;
р) независимость;
с) перспективность (профессиональный рост, продвижение по служебной лестнице);
т) близость к месту жительства;
у) ………………………………………………………

Приложение 11.7.2
ДДО

1а. Ухаживать за животными. 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).
2а. Помогать больным людям. 2б. Составлять таблицы, схемы, про граммы вычислительных машин.
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок. 3б. Следить за состоянием, развитием растений.
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пласт-массу). 4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, прода-вать).
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи. 5б. Обсуждать художественные книги.
6а. Выращивать молодняк – животных какой-либо породы. 6б. Тренировать сверстников (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).
7а. Копировать рисунки, изображения, настраивать музы-кальные инструменты. 7б. Управлять каким-либо грузовым, подъемным транспорт-ным средством (подъемным краном, трактором, тепловозом и др.).
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т. д.). 8б. Художественно оформлять выставки, витрины, участво-вать в подготовке пьес, концертов.
9а. Ремонтировать изделия, вещи (одежду, технику), жилище. 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисун-ках.
10а. Лечить животных. 10б. Выполнять вычисления, расчеты.
11а. Выводить новые сорта растений. 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышлен-ных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания).
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъ-яснять, поощрять, наказывать. 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности. 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
14а. Обслуживать, налаживать медицинские прибора и аппа-раты. 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
15а. Составлять точные описания (отче ты) о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. 15б. Художественно описывать, изображать события, наблю-даемые или представляемые.
16а. Делать лабораторные анализы в больнице. 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.
17a. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий. 17б. Осуществлять монтаж здания или сборку машин, прибо-ров.
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших товарищей в театры, музеи, на экскурсии, в туристические походы и т.п. 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания. 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.
20а. Вести борьбу с болезнями растений с вредителями леса, сада. 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, на борной машине и др.).

Приложение 11.7.3
Лист ответов ДДО


Фамилия, имя, отчество ………………………………………….
Дата ……………………………. Школа ………………………………… Класс ……………………………………….


1а 1б 2а 2б За
3б 4а 4б 5а 5б
6а 6б 7а
7б 8а


9а 96
10а 10б
11а 11б 12а 12б 13а
136 14а 14б 15а 15б
16а 16б 17а
17б 18а
18б
19а 19б
20а
20б


Добавил статью посетитель сайта Anna Arbuzova.

Другие новости по теме:
Оцените статью: 
   Голосов:  8

#2 написал: Галинка (14 03 10 13:58)
Согласна с Еленой. Совсем не понятно...
цитировать   Ответить      


#1 написал: Елена (19 05 09 21:08)
НЕ понятно
цитировать   Ответить      


Добавление комментария
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

Для продолжения обязательно ответьте на вопрос:

Вопрос:
Сколько будет семь плюс пять?
Ответ:*
 
Введите два слова, показанных на изображении:





РЕКЛАМА:
РАЗДЕЛЫ САЙТА:
РАЗНОЕ:

Правила сайта
Конфиденциальность

Рейтинг@Mail.ru